На рубеже эпох...
Как я уже неоднократно отмечал, о Терещуке в сети удается найти не так много информации как хотелось бы... Поэтому считаю не лишним поделиться с теми, кто следит за этой темой, всем найденным материалом.
Из статьи "Мастер "венской бронзы" Петер Терещук" (Елена Дьякова, ANTIQ.INFO №66/67 июль-август, 2008г.).
Позитивизм XIX века был взорван бунтом художников, цветением ар нуво. Декоративность - знак рубежа столетий. "Новое искусство "вело за собой расцвет тонких ремесел: керамика, мозаика, художественное стекло, малая пластика... Бытовые предметы 1900-х - от настольной лампы до булавки для шляп, от дверного молотка до ридикюля - стали артефактами. В XXI веке броши Рене Лалика, лампы и вазы Эмиля Галле по праву соседствуют в парижском музее д'Орсэ с живописью Сезанна и Ван Гога...
Вот и авторская "венская бронза" 1900-х точно также хранит дух эпохи сецессиона, стиль венского модерна, золотые отблески и "линию либерти" Климта. Малая пластика Петера Терещука - это бронзовые лампы с абажурами из цветного стекла, кабинетные статуэтки (Пьеро, Коломбины, танцовщицы, галицийские крестьянки и светские дамы императорской Вены, маленькие проказницы и уличные разносчики 1910-х - см. фото)...
Его материалы - патинированная (коричневая, зеленова-оливковая, золотистая, полихромная) бронза и золоченая латунь. Инкрустация цветным мрамором или перламутром придает работам особую нарядность (редко встречается...). В 1900-х годах излюбленным материалом мастеров Европы стала слоновая кость (ее начали широко импортировать из Бельгийского Конго). Терещук одним из первых в Вене начал использовать хрисоэлефантинную технику, сочетая бронзовое литье с резьбой по слоновой кости: как правило из этого тонкого материала делались лица и руки его кабинетных скульптур.
Изящество женских силуэтов, лирическая меланхолия лиц и удлиненных музыкальных рук (недаром Пьеро был его любимым персонажем), тонко проработанные бронзовые складки пелерин, плащей, театральных туник и монашеских капюшонов XV века, сочетание теплого коричневато-золотого блеска бронзы и белизны слоновой кости, ликующей карнавальной нарядности Вены и печальной славянской человечности, - все это придает работам Терещука особую поэзию и делает его манеру узнаваемой...
Первая мировая война стала рубежом между двумя эпохами и двумя стилями. Геометрия ар деко сменила в Европе капризный и лукавый декаданс ар нуво. Прагматичный , жесткий опыт "эпохи между двумя войнами" сказался и на нарядных фигурах Терещука: его модниц 1920-х гг. явно коснулся дерзкий и горький дух эмансипации. А его малолетний "курильщик" (кстати, очень распространенная в то время тема работ многих скульпторов) в уличном бушлатике уже принадлежит не салонной Вене Климта, а трагической экспрессионистской Вене Эгона Шиле...
|