Показать сообщение отдельно
Старый 29.11.2022, 13:25 #1
Специалист раздела "Стекло"
 
Регистрация: 01.08.2019
Адрес: Вельск, 29 RUS
Сообщений: 1,175
Репутация: 5628877
По умолчанию Первомайский стекольный завод

В конце ХIХ в. в стекольной промышленности Смоленской губернии было занято 927 рабочих. Стоимость выпускаемой продукции оценивалась в 406 086 рублей. Стекольные заводы производили листовое стекло, бутылки, корпуса керосиновых ламп, ламповые стекла, посуду (стаканы, блюда, сахарницы, вазы, графины, рюмки, кувшины, тарелки, розетки, банки, лампадки). Часть изделий изготовлялась способом выдувания, часть — формованием. Готовую продукцию украшали гравировкой и травлением. Существовала и художественная роспись стекла, при которой художник красками наносил рисунок, после чего изделие обжигалось в муфельной печи. Мотивы узоров носили разнообразные названия: ямки, пальцы, бабочки, венки, желудки, иголки, чешуя, кусты, елочки, звездочки, виноград.

В начале XX в. крупнейшим стекольным заводом был Фанинский, на котором было занято около 350 рабочих. После событий октября 1917 г. предприятие было национализировано и переименовано в Стекольный завод им. Первого мая. Владелец предприятия Яков Маркович Магидсон остался в Рославле и работал в комитете промышленности до 1927 г., затем уехал в Москву, где умер в 1942 году.
1920-е гг. стали тяжелым периодом для отечественного стеклоделия, сократилось количество заводов, а изделия носили сугубо утилитарный характер. Только постановление СНК «О стекольной промышленности Наркомлегпрома» от 2 апреля 1934 г. меняет ситуацию в отрасли: постепенно восстанавливаются позиции
художественного стеклоделия.

В 1930-е гг. перед отечественными художественными промыслами встали новые задачи. Искусство тех лет отмечено новаторскими исканиями, обращением к советской тематике. Стремление создать новое искусство выражалось прежде всего изобразительными средствами, что проявлялось в обновлении ритмов орнамента, новизне его мотивов, в укреплении мастерства, в изменении ассортимента. В те годы содружество двух поколений было особенно продуктивным: старшее передавало опыт мастерства, молодежь вносила особенности своего мироощущения, свое более смелое отношение к традициям.
На Ленинградской зеркальной фабрике создаются научно-исследовательские лаборатории и экспериментальный цех для работы в области художественного стекла и сортовой посуды. Художественное руководство этим начинанием было возложено на В. И. Мухину. Так завершался предвоенный период отечественного стеклоделия, в котором смоленский стекольный промысел занимал далеко не последнее место.

1930-е гг. внесли большие изменения в нелегкий труд рабочих завода им. Первого мая. В 1935 г. были установлены полуавтоматы Шиллера для выработки бутылок, смонтированы две чугунные печи для обжига изделий, установлена вентиляция, что позволило охлаждать рабочие места у печи. Вместо старого локомобиля в строй был введен новый генератор электрической энергии мощностью 100 киловатт. Теперь не только цеха, но и вся территория предприятия была освещена. В это время завод получает 12 автомобилей, которые стали осуществлять подвоз торфа (основного топлива предприятия), добывавшегося в 10 километрах от производства. Руководство завода во главе с директором Михаилом Константиновичем Москвитиным приняло решение о реконструкции завода. Однако разработка технической документации была завершена накануне Великой Отечественной войны, и осуществить преобразования было уже невозможно.

После войны всё пришлось начинать заново, с возведения стен, кирпич для которых делали здесь же, на территории разрушенного завода, вручную. Работали самоотверженно. Вот имена тех, кто внес огромный вклад в возрождение Стекольного завода им. Первого мая: Дмитрий Ефимович и Анатолий Михайлович Марцевы, Юрий Федорович Панков, Анатолий Альбертович Радзин, Николай Васильевич Карпачев, Лидия Павловна Васьковская, Любовь Ивановна Никитина, Мария Ивановна Фищенкова, Вера Николаевна Шкуратова, Нина Андреевна Марченкова и многие другие. Во главе коллектива встал тогда Николай Иосифович Шугаров.

Завод возвращается к жизни в 1948 г. Первой послевоенной продукцией были бутылки, но коллектив стремился вернуть былую славу предприятия и освоить выпуск сортовой посуды. Этот рубеж был взят в 1950 г. Теперь с конвейера завода сходили графины, вазы, стаканы. В 1950-е гг. стеклоделы опирались на лучшие отечественные традиции, классику стекольного наследия. Изделия этого времени характеризовались эмоциональной выразительностью цветового строя. Московская школа взяла под свою опеку мастеров провинциальных стекольных заводов.

В 1960–1970-е гг. проводится модернизации предприятия, оно становится крупнейшим в отрасли. У завода появились новые задачи. Одна из них - сделать первомайское стекло высокохудожественным. Изделия из стекла, как и любое произведение декоративно-прикладного искусства, призваны быть украшением повседневной жизни, нести радость обычным людям, формировать у них эстетический вкус. Особое место стали уделять цвету; утверждалась ценность гладкого стекла. Затем наступил период увлечения народным искусством: стеклу возвращались формы старинной гуты. А вот от художника стекло требовало особого мастерства, смелости в поисках чего-то нового. Художник должен создать такой образец изделия, который, с одной стороны, был бы привлекателен, а с другой — прост в исполнении.

Этот период в художественном стекольном производстве ознаменовался творческим переосмыслением отечественных традиций и соединением их с тенденциями своего времени. В начале 1970-х гг. изделия из стекла становятся менее утилитарными, теперь в них доминирует эстетическое начало. Формы посуды укрупняются, намечается некоторая монументализация форм. Многие художники обращаются к народным мотивам, что приводит к появлению сложной цветовой гаммы от густо-красного, синего, зеленого до молочного. Теперь художник работает с контрастом фактуры, соотношением масс, форма отличается простотой и лаконичностью - это цилиндр, шар. Стеклопластика активно взаимодействует с пространством.

Следует отметить, что стремление к декоративности в 1970-е гг. привлекло на производство художников, которым удалось внести в понятие массовости художественную индивидуальность; на Первомайском заводе работали и работают сейчас многие талантливые художники. В 1970-е гг. интересные творческие изделия были созданы П. А. Бруевым: к ним следует отнести набор декоративных ваз «Дубрава», вазу «Весна». Плодотворно трудились на заводе художницы Н. П. Курьянова и М. В. Храмова. Их декоративные наборы «Калина» и «Сентиментальность» экспонировались на крупных международных выставках в США, Чехословакии. Немало интересных работ было создано А. И. Храмовым. Но, несмотря на значение роли художника, стекольное производство не может существовать без мастеров-выдувальщиков. В 1969 г. коллектив Первомайского завода был удостоен диплома и трех медалей Выставки достижений народного хозяйства.
Nickas вне форума   Ответить с цитированием