Для керамики из «яшмовой» фаянсовой массы, которую, по мнению некоторых ценителей, можно приравнять к фарфору (обжигаемому при гораздо более высоких температурах), наиболее характерным является неповторимый бледно-голубой оттенок, известный как «голубой Веджвуд». Технология изготовления позволяла послойно наносить окрашенную керамическую массу (в том числе белого цвета) для формирования низкопрофильных рельефов со сценами из классических мифов или других изображений. Основа же керамических изделий чаще всего имела оттенки зеленого, голубого, сиреневого, желтого и даже черного цветов. Для изображения классических сцен нередко использовали рисунки художника Джона Флаксмана, а затем формовали барельефы и наносили их на керамические изделия. Источником вдохновения в основном служили древности, собранные сэром Уильямом Гамильтоном, служившим английским консулом в Неаполе и ставшим ведущей фигурой неоклассического возрождения, в конце XVIII столетия доминировавшего в английской культуре высших слоев общества. Кроме того, Веджвуд использовал «яшмовую» фаянсовую массу для воплощения своего самого смелого замысла: воссоздать римскую многослойную стеклянную вазу, известную как «Ваза Портленд» (названную так, поскольку в свое время она принадлежала герцогу Портлендскому; сейчас эта ваза хранится в Британском музее). Веджвуд посвятил этому проекту четыре года. Для воспроизведения вазы он применил технологию изготовления многослойного «яшмового» фаянса. Добившись своей цели, он выгодно продал партию реплицированной им вазы крупным коллекционерам.
Предметы из «Сервиза с зеленой лягушкой» Англия. Фирма Веджвуд. 1773–1774
Фаянс, роспись надглазурная. Миска суповая. Высота – 23 см (с крышкой). Соусник с крышкой и ложкой. Высота – 11,75 см (с крышкой); 16 × 12 см, длина ложки – 15,5 см
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2014
Фото: В.С. Теребенин
__________________
Оффтоп
"..... И, самое главное: на протяжении
столетий лучшими специалистами были именно коллекционеры, но в
Советской России народившийся "класс" бюрократов от искусства (искусствоведы)
ошельмовали коллекционеров, переведя научную атрибуции на рельсы личного
финансового обогащения. Аминь! " Мойша. Интересуют пасхальные композиции...
|